Красота Здоровье Дыхание Питание Движение Купание Мышление |
Ведьмы Бестиарий Врачевание |
КрасотаЗдоровьеДыханиеПитаниеДвижениеКупаниеМышлениеВедьмыОхота на ведьм. НачалоПять столетий охоты на ведьмДемонологические трактатыДва начала в образе ведьмыПочему в России не случилось охоты на ведьмТатьяна Латукова. Детектив о ведьмеЧто такое порча? Как работает сглаз? |
Почему в России не случилось охоты на ведьмПрежде всего, необходимо оговориться, что под «охотой на ведьм» подразумевается весьма протяжённый период XIV-XVIII веков, на протяжении которого страны Западной Европы беспощадно расправлялись с ведьмами и еретиками. Впоследствии «охота на ведьм» стала нарицательным понятием, обозначающим массовые преследования людей по самым различным поводам и причинам, и как раз в таких преследованиях русская история недостатка не знает. Второй очередью следует заметить, что предубеждения и гонения на ведьм в различных русских и российских сообществах от крестьянских общин до дворянских собраний также существовали. Но преследования ведьм не принимали форм судов и публичных жестоких казней, хотя русские литераторы уже XIX столетия время от времени затрагивали в своём творчестве тему преследования ведьм, самосудов и стихийных расправ над заподозренными в злом колдовстве (достаточно вспомнить «Олесю» Куприна). И всё же массово сгорающих заживо в пламени костров ведьм русская история не знает. Причины для своего рода неприятия западной истерии лежат в плоскостях историко-культурных и нравственно-социальных устоев, которые при всей своей подверженности болезням подражательства и копирования чужих примеров в некоторых базовых основах оставались верными своим корням и своим правилам. 1. Исторические реалииНа русские земли христианство проникло в IX-X веке, причём христианство это было восточно-римского, византийского толка. Торговые и политические контакты Древней Руси с Византией и Константинополем были сравнительно устойчивы, в то время как для Западной Европы Русь ещё долго оставалось загадочной и непознанной территорией. Дохриcтианские традиции восточных славян были тесно связаны с языческой магией, и народное христианство в среде крестьян вплоть до двадцатого века носило характер сложного сплава собственно христианских представлений и обрядов с верованиями в волшебство и всевозможных лесных духов. Отголоски этого противоречия легко увидеть и сегодня - в уверенной практике всевозможных гадалок (некоторые из них превратились в психологов - раскладывающих метафорические карты). К ведьмам и гадалкам было настороженное и боязливое отношение, но вместе с тем причинение зла нечисти всегда связывалось с местью и навлечением бед на свою голову. Активной борьбы с теми, кто заявлял о своей связи с волшебными силами, практически никто не вёл. Первый важный момент. Вопрос добровольного принятия христианства населением русских княжеств - предмет полемики историков. Есть основания считать, что в отдельных городах и местностях крещение было, скорее, навязанно-насильственной практикой установления определённых социальных правил. Борьба с язычниками носила разный характер, в том числе случались и охоты на инакомыслящих. При этом крещение происходило в то время, как Европа и Византия уже несколько веков считали христиантво единственной религией. Второй важный момент. Во время свирепой охоты на ведьм в Европе у жителей Российской империи была своя охота - на староверов. Гонения на старообрядцев - во всей их красе, с грабежами, казнями, сожжениями в срубах и прочими жестокостями - заменили европейский поиск врагов назначением этого врага сверху, приказами царя Фёдора и царевны Софьи. Так что «охота на ведьм» в России всё-таки случилась, но со своим национальным колоритом и особенностями.
2. Теологические расхождения православия и западного христианстваРусское православие выросло из византийского, восточного христианства, одним из важных отличий которого от католичества и, тем более от протестантизма, являлось особое отношение к телу, к плоти, к идее греховности плоти как таковой. Для католиков и протестантов падение Адама и первородный грех стали одними из основ учения, грехи плоти трактовались как основной порок и причина падения мужчины. Западные теологи рассматривали телесную женщину как своего рода неизбежное зло, и значительная часть христианского католического, а затем и протестантского учения была посвящена борьбе с грехами плоти. Представление о женщине как «сосуде греха» восточное христианство унаследовало от общего христианского корня, но теме первородного греха теологи Византии почти не уделяли внимания. Восточное христианство не фиксировалось на страхе перед женской плотью и вожделением, чему, возможно, изначально способствовал иной менталитет и уклад жизни в Византии. Плоть для восточных теологов христианства представляла собой не «сосуд зла», а одно из благ земной жизни, которое к тому же было освящено самим Спасителем, воплотившемся во плоти, в физическом теле мужчины. В первые века «прививки» на русских землях восточное христианство решало ряд и политических, и бытовых, и теологических задач, весьма далёких от проблем определения «уровня зла» плоти. Своего рода «теории колдовства» разработано не было, в то время как западные теологи уделяли значительное внимание вопросам описания колдовских приёмов и практическим рекомендациям по преодолению их злого воздействия. А где нет теории, есть проблемы и с практикой. 3. Закон есть законВ русском законодательстве в допетровскую эру никаких определений колдовства и возможностей уголовного преследования за занятия магией не существовало. Причин отсутствия законов можно сформулировать десяток, но прежде всего необходимо учесть веру в волшебство и самих русских государей. Русское христианство тесно переплелось в верованиями в чудеса. Второй важный аспект - географический. Отдалённые друг от друга деревни и усадьбы решали мелкие местные вопросы самостоятельно, не прибегая к петициям государю. И большинство этих вопросов были далеко от борьбы с магией. Для российской ментальности даже то, что прямо запрещено, не всегда работает (закон ведь что дышло). А если закона нет, то и запрета нет, и суда нет. В эпоху абсолютизма у властей хватало проблем и без магии, в девятнадцатом веке на первый план начали выходить декабристы, а за ними веяния нигилизма, демократизма - какая там магия, когда аристократия требует конституцию. 4. Охота на врагов народаВ развитии европейской охоты на ведьм важное значение имел экономический упадок и обнищание народа. В русской истории самой жестокой охотой стали массовые репрессии 1930-х годов. И надо заметить, что эта отечественная «охота на ведьм» по числу жертв превзошла все самые лютые гонения на гадалок, ворожей, колдунов и чародеев. У сталинских репрессий были те же причины и предпосылки, что и у европейской страсти к горящим на кострах ведьмах, но об этом поговорим как-нибудь отдельно. Ангелина Лопаткина Следующая страница: Татьяна Латукова. Детектив о ведьме
|
Красота Здоровье Дыхание Питание Движение Купание Мышление |
Ведьмы Бестиарий Врачевание Ритуалы ухода Галотерапия Ассорти |
© 1549.ru Женская магия. 2021 Красота, здоровье, гармония души. Движение, питание, мышление. Врачевание, исцеление. Ведовство, колдовство, чародейство. |
карта сайта число 1549 |
|