Женская магия
  Красота Здоровье Дыхание Питание Движение Купание Мышление  
  Ведьмы Бестиарий               Врачевание  

КрасотаЗдоровьеДыханиеПитаниеДвижениеКупаниеМышлениеВедьмыОхота на ведьм. НачалоПять столетий охоты на ведьмДемонологические трактатыДва начала в образе ведьмыПочему в России не случилось охоты на ведьмТатьяна Латукова. Детектив о ведьмеЧто такое порча? Как работает сглаз?

 

Демонологические трактаты

Библиотеки – зло. Знания – страшная вещь для мозгов идиотов.
(Мнение Чародея. Из романа Татьяны Латуковой «Талисман»)


В XI-XII веке Русские княжества ещё только привыкают к новой вере, адаптируя и перестраивая её догматы под свои житейские правила, а европейское христианство уже оказывается на пороге системного кризиса. Возникают секты самых разнообразных толков, целые альтернативные церкви, еретические движения. Причин упадка католичества можно привести множество, но основными, пожалуй, являлись две: идейный кризис, отставание религиозных догм от меняющихся условий как общественной, так и частной жизни, и социально-экономический кризис, сопровождавший территориальные переделы в Европе и переход к абсолютной власти феодальных землевладельцев.

В 1215 году была создана папская инквизиция – специальное подразделение католической церкви, в чьи задачи входил поиск еретиков и применение к ним всевозможных мер наказаний. Надо заметить, изначально в задачи инквизиции не входило массовое истребление сектантов или ведьм, но в историю и общественное сознание инквизиция вошла как безжалостная система пыток и казней всех не только инакомыслящих, но и тех, на кого были получены доносы.

Между созданием инквизиции и разгулом «охоты на ведьм» прошло два столетия. И в первый период деятельности инквизиции количество оправдательных приговоров превышало количество обвинительных, причём даже в этом случае речь часто не шла о смерти. В середине XIV века с разгулом массовой истерии по отношению к колдовству и магии инквизиция обрела черты однозначно карательного органа, тысячами убивающего людей на основании показаний, полученных под пытками. Под влиянием папских булл XV века описания следственных методов инквизиции и статьи о наказаниях за колдовство начали проникать в светские уголовные уложения и судебные документы. А затем волна публикаций о колдовстве пришла и в массовую литературу (которая всё же в ту эпоху была не настолько массовой, как нынешняя).

Там, где есть некая популярная в массах и властных умах идея, обязательно найдутся и писатели, создающие конъюнктурные трактаты, как нельзя лучше соответствующие общественно-социальному «заказу». Для периода «охоты на ведьм» таким базовым, образцовым трактатом стал «Молот ведьм», специфическое творение монахов-доминиканцев Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса, которое было издано в 1487 году по поручению папы Иннокентия VIII. Этот трактат использовался в судебном производстве, его копировали, его повторяли и переписывали. За двести лет «Молот ведьм» переиздавался 29 раз, и на его основе инквизиторы составляли перечень тех грехов, в которых обвиняемые сознавались под пыткой.

Позже появляется множество изданий такого же рода. Жан Боден создаёт «Демономанию», Яков I Стюарт (король Англии) - «Демонологию» , Николя Реми пишет «Демонолатрию», и так далее.

Почему подобная литература обладала столь массовой популярностью и мощным воздействием на общественное сознание, несмотря на очевидные и литературные, и смысловые, и логические неувязки, местами доходящие до откровенной бредовости?

Вероятно, на первом месте в ряду причин востребованности всевозможных демонологических трактатов стоит заложенное в человеке природой любопытство в сочетании со страхом по отношению ко всеми неизвестному, но потенциально угрожающему. Первобытное сознание человечества доисторического периода не могло не сталкиваться с противоречием двух побуждающих к действию сигналов: один утверждал, что необходимо прежде всего спасаться от неизвестного, другой предполагал, что требуется изучение и осмысление неизвестного предмета или явления. Выживание индивидуума или даже целого племени зависело от правильности выбранного типа реакции, и спустя века развития цивилизации сочетание двух этих противоположно направленных векторов по-прежнему многое определяет в индивидуальном и общественном поведении.

Вторым важным фактором успеха демонологии стал некий присущий людям восторг от страшных сказок. Истории о всевозможных чужих и хищниках, ужастики и мистические триллеры более, чем популярны и в нашем двадцать первом веке. Количество сюжетной ерунды в иных творениях кинематографистов достигает немыслимых пределов, но публика с восторгом ходит на просмотры, читает о фантастических мирах и любуется апокалиптическими пейзажами. Что уж говорить о куда менее просвещённых средних веках, когда для аристократических кругов демонология была чем-то вроде средства придания жизни остроты и получения новых эмоций, а для простолюдинов и крестьянских кругов предрассудки о демонах и ведьмах позволяли с легкостью найти ответы на вопросы вроде «почему неурожай», «отчего прокисло молоко», и «кто во всех бедах виноват».

Монотеизм лишал мир привычного язычеству дуального деления на плохих и хороших богов, которое, впрочем, никогда не было абсолютным. Некий противовес единственному любящему богу был необходим для примитивного сознания большинства народных масс, и демоны с ведьмами успешно заняли нишу «злых сил», с которыми было удобно и ненапряжно для мозгов бороться самыми прямыми методами физического воздействия.

Византийское христианство, а затем и русское православие избежали взгляда на секс и физическое тело как на нечто греховное. Между тем, теологические трактаты католичества, а затем и протестантизма уделяли большое внимание первородному греху и осуждали сексуальное влечение, противопоставляя мужское начало искушающему, «тёмному» женскому началу. Религиозное насаждение представлений о грехе плоти привело к общественному осуждению сексуальности как таковой, к разгулу дичайших бытовых предрассудков о сексе.

Но природу не спрячешь за теологическими теориями. Одной из сторон привлекательности демонологии и написания трактатов о демонах являлась возможность вполне легитимного и даже поощряемого погружения в сексуальные темы. Табуирование темы отношений полов, невозможность обсуждения различных сексуальных техник и широкого спектра индивидуальных сексуальных предпочтений, подавление женской сексуальности – общественные устои и религиозные запреты приводили к порождению химер разума. Некоторые авторы погружались в описания оргий демонов, маскируя собственные извращённые наклонности. Лишённые сексуальной жизни монахи выплёскивали собственные невероятные домыслы о женщинах и женской сексуальности. И очень часто эти домыслы были настолько далеки от действительности, что как раз их принимали за некий знак особой просвещённости авторов.

Демонологические трактаты сыграли свою печальную роль в тысячах смертных приговорах и мучениях обвинённых в колдовстве. Но со временем появилась и литература, отстаивающая другие идеи и концепции, и эти антиколдовские трактаты стали одним из факторов стихания разгула массовых казней, а в некоторых странах и к прекращению «охоты на ведьм».


Евгения Гриценко

Следующая страница: Два начала в образе ведьмы

• Главная   • Ведьмы   • Демонологические трактаты  
  Красота Здоровье Дыхание Питание Движение Купание Мышление  
  Приходите к психологу История мыла Водолечение по Кнейпу 
  Ведьмы Бестиарий Врачевание Ритуалы ухода Галотерапия Ассорти  
© 1549.ru Женская магия. 2021
Красота, здоровье, гармония души. Движение, питание, мышление.
Врачевание, исцеление. Ведовство, колдовство, чародейство.
карта сайта
число 1549