1549.ru - Магия, колдовство, чародейство, волшебство
Охота на ведьм Бестиарий   1549.ru - Магия, колдовство, чародейство, волшебство  


Охота на ведьмОхота на ведьм. НачалоПять столетий охоты на ведьмДемонологические трактатыДва начала в образе ведьмыБестиарийАлконостБастЕхиднаЛамияНюйваСехметСциллаТауртТефнутТлальтекутлиЭринии

 

Пять столетий охоты на ведьм

Первые симптомы зарождающейся массовой истерии вокруг ведьм и колдовства проявились в XIV веке, во второй половине которого началось и судопроизводство по обвинениям в занятиях магией. Последняя ведьма была казнена в Европе в Швейцарии, в 1782 году, а вот тяжбы против ведьм рассматривались вплоть до 1820-х годов. Пять столетий охоты на ведьм привели к жертвам, число которых оценивается от 100 до 500 тысяч человек. Но вера в магию и колдовство так и осталась непоколебимой.

В общих представлениях об эпохе охоты на ведьм обычно основным местом разворачивания событий считают Францию и Испанию. Но основным центром мистической паники, истерии и преследования ведьм стали Германские государства. В 1532 году был принят Каролингский кодекс, согласно которому ведьм надлежало пытать, а чуть ли не единственным способом наказания ведьм предусматривалась смертная казнь. И десятки тысяч жертв заживо сгорели в кострах в угоду чужой мнительности и предрассудкам.

Важными предпосылками вспыхнувшей в XVI веке в Германии массовой боязни ведьм стали Тридцатилетняя война и Реформация. Если католицизм боролся не столько с колдовством, как с таковым, сколько с еретичеством, в целом не считая ведьм организованной и консолидированной силой, то протестантизм категорически и непреклонно отвергал всё, что было связано с колдовством и магией.

В целом, католические священники на местном уровне терпимо относились к деревенским знахаркам, к одиноким и выжившим из ума старухам, к женщинам, получившим общественное клеймо «падшей», и прочим обитателям деревень и мелких городков, которые первыми попадали в разряд ведьм. Само католичество с его чудесными исцелениями, всевозможными божественными проявлениями, продажей индульгенций и снадобий от ведьм в изрядной степени поддерживало народную веру в магию и волшебство. Монастыри часто специализировались на изготовлении и лекарственных средств и припарок, притирок, настоек «от сглаза», «порчи» и прочих проявлений ведьмовской силы. При этом ведьмы считались одиночками, никак не связанными какими-либо организационными «всеведовскими» правилами и клятвами.

Протестантизм, с его отчасти агрессивной и яростной борьбой за идеологическую чистоту, считал само существование ведьм вызовом, провокацией, и именно реформаторское движение выдвинуло тезис о существовании некоего всеведьминского заговора, внедрив в массы идею о том, что ведьмы являются некоей организованной и единой тайной силой, опасной для всего общества в целом. И расправы над ведьмами стали своего праведной войной против дьявольских сил.

Многочисленность и разобщённость государственных образований Германии, многообразие различных новых религиозных общин и течений способствовали нарастанию паники и предубеждений против ведьм. Ведьмы стали своего рода универсальным врагом. Число жертв охоты на ведьм в Германии исчисляется по разным оценкам от 50 до 100 тысяч человек.

Во Франции «охота на ведьм» началась в первой половине XIV века, а в 1390 году состоялся первый светский процесс по обвинению в колдовстве. В XVI веке суды над ведьмами и колдунами обрели широкий размах и стали чем-то вроде обязательного мероприятия для каждого населённого пункта, каждого района, каждой провинции. Период 1580-1620 годов стал пиком антиколдовской паники и ажиотажа в доносительстве и расправах над ведьмами. Костры на городских и деревенских площадях были чем-то вроде привычного элемента среды обитания.

В середине XVII века парижский парламент впервые отклонил дело о колдовстве, и количество дел с обвинением ведьм стало постепенно снижаться, но вплоть до конца XVIII века выносились смертные приговоры, приводившиеся в исполнение путём казни на костре. Конец истерии вокруг ведьм положила французская буржуазная революция конца XVIII века, когда лавинообразное торжество новых идей превратило веру в ведьм в некий пережиток прошлого (хотя, впрочем, и не так уж надолго).

Испанская «охота на ведьм» ассоциируется прежде всего с деятельностью святой инквизиции, но при всём размахе деятельности этой карательной организации от собственно «охоты на ведьм» Испания пострадала меньше, чем другие западноевропейские страны. Связано это с тем, что инквизиция больше боролась с еретичеством, а не собственно с колдовством, хотя еретикам часто вменяли в вину занятия магией. В Испании в «охоте на ведьм» пострадало и достаточное количество мужчин, так как половая принадлежность почти не играла роли для обвинителей.

Первая казнь ведьмы в Испании состоялась в 1498 году. Пик охоты на ведьм пришёлся на XVI-первую половину XVII века. В Испании прослеживаются своего рода территориальные всплески антиколдовской истерии. Начинаясь в городах, паника разносилась по окрестностям и постепенно затихала, чтобы через какое-то время вспыхнуть вновь. В Испании процессы над ведьмами продолжались и весь XVIII век, последний приговор по обвинению в колдовстве был вынесен уже в первой четверти XIX века – в 1820 году. Мерой наказания в этом последнем процессе стало 200 ударов розгой и изгнание из страны. (В скобках заметим, что 200 ударов выдержит далеко не каждый, и хотя смертельный приговор фактически не был вынесен, наказание , тем не менее было жестоким и вполне могло закончиться летально.)

В Англии «охота на ведьм» протекала наиболее скоротечно и с максимальным юридическим обеспечением, если можно так выразиться. В 1542 году был принят закон против колдовства, весьма проработанный и сравнительно гуманный. Пытки ведьм были законодательно запрещены, а казнили осуждённых через повешение, причём часто не прилюдно, а во внутренних дворах тюрем. В 1682 году был вынесен последний смертный приговор ведьме. В 1712 году состоялся последний в Англии судебный процесс по обвинению в колдовстве. В 1736 году Англия первой из всех европейских стран отменила соответствующую статью закона. По официальной статистике жертвами «охоты на ведьм» в Англии стали около тысячи человек, однако в это число не вошли жертвы самосудов и стихийных расправ, которые зачастую покрывались лордами и хозяевами поместий.

История же сельского джентльмена Мэтью Хопкинса из восточной Англии стала своего рода нарицательным примером «раскрутки» истерии и паники вокруг ведьм. На счету одного этого борца с колдовством две сотни ведьм, официально осуждённых за один 1645 год властями нескольких графств. А какое количество подозрительных для джентльмена женщин стали жертвами самосудов и произвола при отсутствии внимания со стороны властей – неизвестно.

И всё же Англия стала своего рода прибежищем для большого числа ведьм и колдунов, бежавших из Ирландии и особенно Шотландии, где размах охоты на ведьм приобрёл чудовищный по жестокости и массовости характер.

До Шотландии континентальная лихорадка борьбы с ведьмовством добралась сравнительно поздно, уже в конце XVI века, но по жестокости и массовости жертв «охота на ведьм» в Шотландии быстро заняла второе место после истерии в Германии. Поддержка гонений на ведьм со стороны короля Якова VI Стюарта сыграла роковую роль в размахе судов и массовости жестоких казней ведьм. Яков придерживался абсолютистской политики приоритета королевской власти над церковной, и, хотя в целом без перегибов относился к различным течениям христианства, в колдовстве видел способ возможного неподчинения церковной и королевской власти. В 1603 году Яков стал королём Англии под именем Якова I. Будучи одним из наиболее образованных людей своего времени, Яков активно писал о вопросах государственном управления, но наибольшую известность получил его трактат «Демонология», еще два столетия вдохновлявший охотников на ведьм.

Раскол в шотландском обществе, крах реформ короля Якова, политическая нестабильность спровоцировали волну массовых репрессий против в ведьм в Шотландии в 1640-1644 годах. Охота на ведьм такого же размаха повторилась в следующем поколении. В 1660-1663 году прошла вторая волна гонений и убийств, часто без суда и следствия. И лишь спустя столетие общественная подозрительность и предубеждение пошли на спад.

Географический и временной охват эпохи "охоты на ведьм" позволяет говорить о том, что наибольшей истерии гонения на колдовство достигали там и тогда, когда складывалась неблагоприятная экономическая ситуация при кризисе идеалогических устоев и шаткости государственной власти. В сравнительно благополучных регионах охота на ведьм не приобретала характера массовых репрессий, в то время как периоды неурожаев и внутрицерковные расколы влекли за собой всплески антиколдовских настроений. Активизация охоты на ведьм становилась своего рода клапаном сброса недовольства, механизмом направления народного гнева и аристократического недоумения в удобное русло, не требующее никаких логических обоснований, а оттого особенно удобное. Схожие процессы можно наблюдать и в современных урбанизированных обществах.


Ольга Иванчук-Старкова

Следующая страница: Демонологические трактаты

• Главная   • Охота на ведьм   • Пять столетий охоты на ведьм  
Талисман. Роман Татьяны Латуковой
© 1549.ru Магия, колдовство, чародейство, волшебство. 2009-2013
Историко-культурный портал об иррациональном.
обратная связь
карта сайта