1549.ru - Магия, колдовство, чародейство, волшебство
Охота на ведьм Бестиарий   1549.ru - Магия, колдовство, чародейство, волшебство  


Охота на ведьмОхота на ведьм. НачалоПять столетий охоты на ведьмДемонологические трактатыДва начала в образе ведьмыБестиарийАлконостБастЕхиднаЛамияНюйваСехметСциллаТауртТефнутТлальтекутлиЭринии

 

Два начала в образе ведьмы

Мы знали, что она видит в темноте, что стреляет без промаха, а бегает быстрее ветра. Мы готовились отразить атаку сильного врага. Но всё, что потребовалось сделать этой дряни - распустить свои проклятые кудрявые волосы. И мы сдались без боя.
(Татьяна Латукова. Цикл "Волшебные вещи")


В общей традиции описания ведьм обычно преобладает два начала, и подчас в литературе ведьма способна легко перевоплощаться из одного образа в другой. Безобразная старуха в рваных и грязных лохмотьях, вызывающая брезгливость и антипатию, превращается в прекрасную обольстительницу, часто нагую или вызывающе одетую. И, наоборот, страстная красавица оборачивается отвратительной жабой, издевательски смеясь над незадачливым кавалером.

Проследить истоки средневековых образов ведьм сравнительно легко. Языческие мифологии большинства этносов содержат в себе отрицательный женский персонаж, обычно противопоставлявшийся богине-матери, дающей жизнь. Этот персонаж часто обретал вид неприятной, злой и уродливой старухи, как-либо связанной со смертью и загробным миром. Достаточно вспомнить нашу родную Бабу-Ягу, которая через сказки осталась одной из ярких иллюстраций такого образа.

Прототипом этого персонажа, вероятно, являлись старые и мудрые, обретшие жизненный опыт женщины, которые не столько были колдуньями, сколько элементарно знающими, умеющими многое женщинами с сильными характерами. Противоречия психологические, социальные, материальные между такими ведуньями и молодыми амбициозными представителями племени или какой-либо общественной группы, особенно мужчинами, выливались в антагонистические мифы и появление образа ведьмы. В этом образе соединилось три признака ведьмы – загадочные знания, злобность характера и отталкивающее внешнее безобразие.

Второй важный вклад в представления о ведьмах внес собирательный образ языческих богинь любви и эротического влечения. Как правило, за любовь «отвечали» молодые прекрасные девушки, которых изображали обнажёнными или вызывающе одетыми. Большинству языческих культур присуще отличное от западного христианства отношение к сексу. Вопросы сексуальности в них не табуируются, а секс, в том числе и выходящий за рамки естественности, поощряется.

Разумеется, прототипами мифологических женских образов становились привлекательные молодые девушки, отличавшиеся красотой и сексапильностью, а заодно – и вздорными характерами, так как всеобщее внимание и осознание своей исключительности, своего успеха у мужчин влекло за собой и разборчивость, и капризность, и стервозность. Отказ красавиц становился ударом по самолюбию мужчин, и многие из них из ревности и мучительной невозможности утоления страсти готовы были даже на убийство источника своего вожделения. В качестве оправдания своего увлечения выдвигался тезис о привороте, использовании красавицей магических сил и т.п.

Некоторым языческим традициям также свойственно проведение различных весёлых праздников, связанных с сексуальностью и выбором сексуального партнёра. В памяти европейских народов сохранились сказки и предания об античных оргиях и пиршествах, о праздниках в честь ночных богинь, о свободе сексуального выбора и поведения. Отголоски этих воспоминаний, очевидно, легли в основу новой мифологии о шабашах и плясках обнажённых женщин вокруг костра.

Борьба католичества, а затем и протестантства с грехами плоти привела к отрицательному восприятию некогда светлого и позитивного божества любви. А в образе молодой ведьмы-соблазнительницы соединились почти те же три признака – тайные знания, плохой характер и сексуальная притягательность совершенной красоты.

Соединение двух начал в одном демоническом представлении о ведьме наделило специалисток по колдовству большим спектром умений и возможностей. Это и полёты на метле, и вызывание непогоды, и умение оборачиваться разными животными, и почти неограниченный спектр магических, сверхъестественных способностей. Увы, вместе со слиянием колдовских умений произошло и умножение неприязни, которую вызывал образ ведьмы. Психологические, социологические и историко-культурные корни этой неприязни можно прослеживать в глубь веков, находя закономерности и какие-то оправдания, но для огромного количества жертв "охоты на ведьм" массовое предубеждение стало причиной мучений и гибели.

Ведьма старая и ведьма молодая - образы, не утратившие своей привлекательности, определённого мрачного очарования, не всегда беспристрастного интереса и в настоящее время. Примеров тому множество и в кинематографе, и в литературе, и в повседневном, обиходном бытие. Тёмное женское начало по-прежнему определяет слишком многое в этом мире. Тайны женской страсти и женского знания, женской мудрости волнуют и бесят мужчин, а также заставляют нынешних правителей и жрецов искать способы подавления власти женского начала. Но охота на ведьм и физическое уничтожение женщин не поможет им в этом. Жаль, что слишком многие по-прежнему этого не понимают.


Ольга Иванчук-Старкова

• Главная   • Охота на ведьм   • Два начала в образе ведьмы  
Талисман. Роман Татьяны Латуковой
© 1549.ru Магия, колдовство, чародейство, волшебство. 2009-2013
Историко-культурный портал об иррациональном.
обратная связь
карта сайта